Expand Cut Tags

No cut tags
philtrius: (Default)
[personal profile] philtrius
Въ pendant къ этой репликѣ лжеюзера [livejournal.com profile] o_proskurin.
Долго и мучительно размышляя надъ критерiемъ, по которому можно было бы сопоставить культурный уровень Россiи и Запада, я пришелъ къ такому горестному наблюденiю: у насъ не сформировалось читательское требованiе къ качеству книги. Въ первую очередь я имѣю въ виду классическiе тексты. Всѣмъ памятенъ, полагаю, позоръ пушкинскаго юбилея. А въ 2007 году — двухсотлѣтiе со дня смерти М. Н. Муравьева и М. М. Хераскова, а для перваго еще и двухсотпятидесятилѣтiе рожденiя. Между тѣмъ къ этому сроку малореально издать «Россiаду» (я вообще сталъ все болѣе и болѣе скептически относиться къ возможности сдѣлать это въ Россiи, да боюсь, что уже не слишкомъ хочу этого); точно такъ же врядъ ли получится подготовить каталогъ библiотеки Муравьевыхъ. О ПСС никто и не заикается.
А между тѣмъ я вывезъ изъ Францiи прекрасный двухтомникъ Ронсара («Плеяда»), а изъ Италiи — замѣчательно комментированнаго Арiосто. Само существованiе такихъ изданiй — свидѣтельство либо общественнаго спроса, либо наличiя грамотныхъ людей среди распредѣляющихъ деньги. А мы не можемъ договориться о томъ, чтобъ не покупать книжки Захарова.

Date: 2006-11-16 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Во Франции же выходит замечательный Вольтер. А в России -- да, ПСС не будет ни одного автора XVIII в. А жаль.

Date: 2006-11-17 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
А Ломоносовъ?

Date: 2006-11-17 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Я имел в виду, больше не появится. А так еще Радищев есть.

Date: 2006-11-17 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
ПСС Ломоносова оба не полные, впрочем.

Date: 2006-11-18 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Да, конечно; но и Державинъ гротовскiй — Вы не будете отрицать, что это одно изъ высшихъ достиженiй русскаго издательскаго дѣла — неполонъ. А виноватъ онъ самъ — въ полномъ немногое первоклассное потонуло бы.

Date: 2006-11-18 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Это разные случаи. Грот отсекал пластами, и мы ему это прощаем, потому что дело давно было, хотя я бы не стал столь самонадеянно полагаться на собственный вкус, готовя ПСС. А в Ломоносове отсутствуют единичные тексты -- его конспекты Готшеда и псевдо-Лонгина и проч.

Date: 2006-11-18 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Думаю, давно или не давно — роли не играетъ. Предразсудковъ у Грота было достаточно (напр., онъ проигнорировалъ херасковскiй пластъ въ комментарiяхъ, исходя изъ своей табели о рангахъ, а у Державина была другая). Но представьте себѣ тогдашнюю ситуацiю. Что у него было? Пушкинское собранiе Анненскаго? Старое, новиковское, — Сумарокова? А на сколько растянулось бы полное собранiе Державина — и какъ бы въ этой массѣ искать эстетически цѣнное? Право, трудно представить себѣ болѣе кошмарное зрѣлище, нежели Державинъ, изданный полностью. Гротъ двумя головами выше всей ситуацiи. Мы можемъ и обязаны пересматривать его промахи, какъ и всѣхъ прочихъ, но онъ нисколько не нуждается въ нашей снисходительности.

Date: 2006-11-18 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Вы правы в главном, хотя представлять "эстетически ценное" могли и смирдинские издания, а у ПСС другая функция. Но действительно, он проделал огромную работу. Следующим, кто возьмется, нужно, впрочем, проделать работу не меньше.

Date: 2006-11-18 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Кстати, интересно: а какъ гротовскiй Державинъ повлiялъ на русскую эдицiонную практику? Поднялъ ли ея уровень? И если нѣтъ, то не потому ли, что издатели предпочли безнадежно махнуть рукой, а не тянуться за недосягаемымъ Гротомъ?

Date: 2006-11-18 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Cледующим проектом сопоставимого масштаба был, видимо, советский Пушкин, и его издатели первоначально поставили себе очень высокую планку, да товарищ Сталин не одобрил. Сухомлиновский Ломоносов с Гротом плохо сопоставим -- там собраны печатные тексты.
From: [identity profile] ivan-babicki.livejournal.com
Не надо сравнивать русский XVIII век с французским. Аналогом Державина во Франции можно считать какого-нибудь Ронсара; современному французу авторов XVII века читать не труднее, чем нам - Пушкина. И кстати, насчёт ПСС Вольтера я не уверен, что его легко найти - например, оригинал "Орлеанской девы" я в Париже найти не смог.
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Ну так и с Ронсаром все неплохо (см. комментируемый). Аналогия, впрочем, должна строится по другому принципу -- современный образованный француз Ронсара, может, и будет читать (хотя бы в выдержках), а вот стихи Вольтера или какого-нибудь Дора ни в жисть, как русский читатель поэтов 18 в. (за исключением Державина). Ну, а ПСС Вольтера для библиотек, конечно, издается. Эти тома от книжного магазина до дома хрен дотащищь. Насчет парижской книготорговли я Вам ничего не скажу, но в Мюнхене в маленьком магазине французской книги продаются два разных (!) двухтомных комментированных издания драматургии Расина и комментированное же издание Философских писем Вольтера в мягкой обложке ок. 10 евро. Про XIX век, вроде мадам де Сталь или Ламартина, я уж говорить не буду.
From: [identity profile] ivan-babicki.livejournal.com
Разумеется, я не спорю, что с книгоизданием во Франции дело обстоит лучше, чем в России.
"за исключением Державина" - так я и сравнивал с Державиным
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Аленъ Сегонъ считаетъ иначе. По крайней мѣрѣ издалъ большую подборку стиховъ Вольтера съ предисловiемъ, орiентированнымъ въ совершенно противоположномъ духѣ.
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Не кинете ссылочку? Было бы интересно посмотреть. Стихи Вольтера в ПСС делал в т.ч. Менан (Sylvain Menant), признанный корифей в этой области. Я, впрочем, надеюсь выиграть от их конкуренции :).
Как бы то ни было, с вольтеровскими стихами в ПСС я сам работал и должен сказать, что сделано все на высочайшем уровне. Хотя в комментариях не всегда обнаруживаются блестящие прозрения, но текстологическая и фактографическая фундированность несомненна, кажется.
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Voltaire. Poésies. Sous la direction de Charles Dantzig. Choix, introduction et notes de Gwenaëlle Boucher. Les Belles Lettres. 2003. Мнѣ эта книга была подарена въ бытность мою въ Лютецiи; Вы спокойно сможете съ ней ознакомиться.
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Cпасибо. В местной библиотеке нет, видимо. Странные вообще дела.
From: [identity profile] m-bezrodnyj.livejournal.com
Да, то, что в самой богатой б-ке нет, странно. Почему-то поступила в Боннскую Universitäts- und Landesbibliothek

Signatur W 2004/1965
Mediennummer W2004/1965
Zweigstelle Hauptbibliothek Adenauerallee
Status bestellbar

Можно заказать по МБА.
А баварцев пристыдите (референта по романистике) - и закажут, почти уверен.
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
Cпасибо за совет. Тут вообще странные дела с Вольтером -- ПСС в StaBi нет, хожу в Universitaеtsbibliothek. Обсуждаемого же издания как будто бы в Баварии вообще нет.

Date: 2006-11-18 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] m-bezrodnyj.livejournal.com
Времена тяжелые, так что б-ки воздерживаются от дублирования заказов. Вам-то грех жаловаться: из StaBi в Universitaеtsbibliothek - через дорогу перейти (не жизнь прожить). А наличие книг проверяйте по http://www.ubka.uni-karlsruhe.de/kvk.html - лучше этого мировая библиотечная мысль ничего не произвела.

Date: 2006-11-18 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ka-o.livejournal.com
На библиотеки местные я не жалуюсь, упаси господь. Просто логика не всегда ясна. Про Карлсруйский каталог я знаю, но пока не освоил систему заказа книг извне Баварии -- не очень надо было. Впрочем, пора приступать, кажется -- Архив князя Воронцова не дает о себе забыть.

Date: 2006-11-16 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Въ 2007-мъ?

Date: 2006-11-16 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Да, конечно. спасибо. Исправилъ.
From: [identity profile] ivan-babicki.livejournal.com
"Запада" как органического целого, не включающего Россию, не существует - т.е. между некоторыми из тех стран, которые Вы включаете в понятие "Запад", существенных различий больше, чем между Америкой и Россией. А уж о каком-либо общем "культурном уровне" и говорить не приходится.
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Объ этомъ можно поспорить. Я стою, — впрочемъ, съ оговорками — на позицiи Н. Я. Данилевскаго. Но сейчасъ, конечно, различiя во многомъ стерлись.

Date: 2006-11-18 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ilja-auslender.livejournal.com
Склонны ли Вы полагать, что круг потенциальных покупателей нового издания «Россияды» ограничен лишь двумя стами читателей, проживающими в Москве :)

Я меньше всего

Date: 2006-11-18 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
думаю о читателяхъ.
Это финансово-этическiй вопросъ. Мнѣ хочется, чтобъ книга была библiографической рѣдкостью, потому — въ случаѣ изданiя въ Россiи — тиражъ будетъ не болѣе 100 экз. Но я не могу обращаться за грантомъ, скажемъ, въ РГНФ, поскольку изданiе по нравственнымъ соображенiямъ не можетъ быть издано на деньги Россiйского государства. Это же мѣшаетъ просить ихъ у кого-либо еще. А даже и на маленькiй, но хорошо исполненный тиражъ мнѣ, по-видимому, не заработать.
Потому, если «Россiада» не будетъ издана въ Германiи (тамъ я уже на маломъ тиражѣ настаивать не буду — во-первыхъ, это произойдетъ и такъ, а во-вторыхъ, книга не дойдетъ до Россiи), то она не будетъ издана вообще.
From: [identity profile] ilja-auslender.livejournal.com
Спасибо за ответ! Но, право, я окончательно сбит с толку: мне не далее как вчера указали на то, что в России - при сильном желании - можно, в принципе, с легкостью выписать все, что надобно, из-за границы (см. перепалку - полемикой не назовешь - в: http://o-proskurin.livejournal.com/61941.html?nc=64&style=mine)... По меньшей мере, есть в столице магазин, принимающий эти заказы. Неужели те немногие читатели, кто ценит словесность, не бросятся выписывать эту книгу?
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Я не ставлю передъ собой цѣлью отсутствiе книги въ Россiи. Это вещь, для меня безразличная, а не нежелательная. Закажутъ — хорошо; впрочемъ, паломничества я не ожидаю.

Date: 2006-11-18 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ilja-auslender.livejournal.com
Искренне желаю Вам воплощение Вашего замысла (в России ли, в Германии ли)! Если книга поступит хотя бы в единственном экземпляре в Гельсингфорс, к ней появится доступ у довольно большого числа историков литературы.

Будет ли в этом издании Ваш комментарий?

Date: 2006-11-18 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Да, я надъ нимъ сейчасъ и работаю.

Date: 2008-03-15 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] dina-mag.livejournal.com
Думаю, что и цифра 200 завышена.

Profile

philtrius: (Default)
philtrius

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jul. 6th, 2025 06:30 am
Powered by Dreamwidth Studios