Expand Cut Tags

No cut tags
philtrius: (Default)
[personal profile] philtrius
Еще одна замѣтка френда, у котораго я не устаю восхищаться остротой соцiологического взгляда. Здѣсь — разсуждизмы на тему, не споръ, скорѣе попытка съ какого-то бока подойти къ наблюденiю замѣчательному и глубокому.
Именно по фактической канвѣ я съ нимъ не могу согласиться. Первое — Р.П.Ц., на мой взглядъ, не утратила авторитетъ въ результатѣ этой акцiи — тѣ, кто рѣзко несогласенъ съ ея оффицiальной позицiей (я съ ней согласенъ, но по совершенно другимъ мотивамъ — повторять ихъ не буду), и такъ относятся къ ней плохо. Второе — если разсматривать такой институтъ, какъ образованiе, то онъ чрезвычайно инерцiоненъ — люди ждали, скажемъ, отъ ЕГЭ немедленной катастрофы, а должно пройти пять-шесть лѣтъ, пока скажутся результаты перестройки способовъ преподаванiя вглубь. Относительно перерожденiя «науки», съ клыками, — тутъ мнѣ хотѣлось бы объясненiй, что это значитъ, ибо живу въ книжной пыли столѣтiй и отъ современной науки далекъ. Если мощныя финансовыя вливанiя, которыя достаются кому угодно, но не людямъ, — я бы съ клыками ихъ не сравнилъ. Если другое — непонятно.
И тѣмъ не менѣе мнѣ кажется, что — поверхъ этого фактическаго разногласiя — наблюденiе вѣрно и болѣе значимо, нежели намъ кажется и хотѣлось бы.

Date: 2012-03-21 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
Читаю эту статью по ссылкѣ и всё время нахожу пункты несогласiя.

Думать в храме о том, сколько стоят часы на руке священника, – глупость несусветная. Человек, который не может себе представить ничего более достойного, чем предметы роскоши, не должен судить о духовном.

Безсмыслица какая-то. Ну предположимъ, что человѣкъ, считающiй, что предметы роскоши не являются достойными, слѣдовательно можетъ судить о духовномъ. Тогда онъ слѣдовательно станетъ судить о священникѣ съ дорогими часами и придетъ къ выводу, что священникъ ведетъ себя недостойно.

Как бы кто ни относился к вере и к православию в частности, но и верующие, и неверующие на самом деле привыкли к определенному месту РПЦ в жизни страны: в политике, в социуме, в культуре, в общественной мысли, в дискуссионном поле, в быту и т. д. Это и есть нормальная, стабильная работа общественного института.

РПЦМП не является "общественнымъ институтомъ". Это креатура НКВД. Къ этому можно привыкнуть, да.

... cуду в России никогда не доверяли по причине как собственно плохих судов, так и правового нигилизма, однако сам институт суда существовал, и именно в таком виде, в виде «суда неправедного», он устраивал всех. Или, скажем, советская власть устраивала даже тех, кто рассказывал про нее анекдоты.

Совѣтскiй судъ и соввласть вовсѣ не устраивали тѣхъ, кто её критиковалъ или находился къ ней въ оппозицiи. Многiе были готовы умереть въ борьбѣ съ совѣтской властью или за справедливый судъ.

[Авторитетъ поколебленъ.] Радоваться такому результату не стоит даже антиклерикалам. Ослабление несущей конструкции редко заканчивается чем-то хорошим.

Ослабленiе кандаловъ на рукахъ и ногахъ раба можетъ закончится освобожденiемъ раба.

Date: 2012-03-21 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
1. Я всё равно не вижу логики въ статьѣ...

а) Вотъ предположимъ, что нѣкто можетъ судить и о предметахъ роскоши, и о духовномъ. Значитъ, онъ будетъ какъ-то тамъ относиться къ священнику съ дорогими часами - хорошо или плохо будетъ относиться, но мы вродѣ какъ признали его право на такое сужденiе. Значитъ, такое сужденiе завѣдомо не будетъ "несусвѣтная глупость". Противорѣчiе.

б) Далѣе, статья говоритъ о человѣкѣ, "который не может себе представить ничего более достойного, чем предметы роскоши", и что такой человѣкъ не можетъ судить о часахъ священника. Значитъ, чтобы судить о часахъ, надо не считать предметы роскоши достойными. Мы уже предположили, что существуетъ человѣкъ, который можетъ правомѣрно судить о часахъ. Слѣдовательно, он не будетъ считать роскошныя часы достойными. Значитъ, сужденiе этого человѣка о священникѣ будетъ отрицательнымъ. Этотъ логическiй выводъ противоречитъ духу остальной части статьи, что якобы роскошныя часы священника это нормально и даже хорошо.

2. Креатура НКВД должна разсматриваться прежде всего какъ таковая, а не какъ естественная часть общества, такая, какъ РПЦ не-МП (РПЦЗ). Это церковь, дѣйствительно уходящая корнями въ тысячелетнюю исторiю, а не фактически такой отдѣлъ НКВД, гдѣ невѣрующiе люди, только что кого-то разстрелявшiе, по приказу проходятъ сокращенное обученiе въ семинарiи и потомъ ѣдутъ по разнарядкѣ въ приходы.

3. Наличiе сотенъ и тысячъ людей, готовыхъ умереть въ борьбѣ, очень важно, т.к. это полностью перечёркиваетъ смыслъ высказыванiя статьи - о томъ, что якобы совѣтская власть и ея институты такъ великолепно и замѣчательно всѣхъ устраивали. Даже жалко получается, что СССР больше нѣтъ - онъ такъ якобы "всѣхъ устраивалъ."
Edited Date: 2012-03-21 08:18 pm (UTC)

Date: 2012-03-21 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
Я затрудняюсь сформулировать, что же это важное? Пытался прочесть статью, чтобы это понять, но не смогъ. Помогите понять.

Date: 2012-03-22 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] ma-sokolov.livejournal.com
Не надо, пожалуйста, клеветать на Церковь. По вашему, такие люди, как свт. Афанасий (Сахаров), Севастиан Крагандинский, Лука (Войно-Ясенецкий), архим. Иоанн (Крестьянкин) и многие другие - это что, креатуры НКВД, что ли? Все они были в общении с Московским патриархом в советский период времени. Другие Поместные Церкви, не имеющие никакого отношения к советскому режиму (Константинопольская, Элладская и т. д.) всегда признавали Московский Патриархат. Вне общения с ним только многочисленные группы раскольников, которые ни друг друга не признают, ни с остальным мировым Православием не сообщаются.
(deleted comment)

Date: 2012-03-21 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] aaazzz121.livejournal.com
Конечно, ни о каком крушении одной из "опор государственности" говорить не приходится. Воцерковленные пройдут в церковь, остальные мимо, и будет она занимать в коллективном сознании то же место, что и занимала, может быть, только чуточку левее; а у интеллигента, у которого с церковью испокон особые и сложные отношения, всегда будет повод для рефлексии... Чем гельмановские купола-клизмы - не крушение? И, кстати, мне гораздо более любопытным и симптоматичным кажется, что тот же протоиерей Чаплин, растерший Riot в муку, идет вдруг на такое сближение с Гельманом, который, в общем, гораздо тоньше церковь поддел, поглумился... Т.е. у меня ощущение, что все это игра на одном поле - на одном поле играют церковь, государство, бизнес (как институции). Именно в этом смысле обрушение невозможно, т.к. нет перепада высот, все тесто в одной кадке. Плохо, что за этим не удается прощупать ничего другого.

Date: 2012-03-21 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] novoeleto.livejournal.com
///тесто в кадке

Верно! Именно это интуитивное чувство и двигало теми, кто в своё время стал громко говорить про "сергианство". Они не всегда могли отрефлектировать, уклонялись в радикализм, но интуиция-то их не подводила.

Date: 2012-03-21 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] eu-he-nio.livejournal.com
"Лицам духовным было видение", как некогда изъяснялись.

Date: 2012-03-21 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] paladin-sveta.livejournal.com
Про "науку с клыками" могу рассказать.
На эту "науку" казна нынче тратит едва ли не триллионы. По линии министерств и ведомств эти деньги раздаются исполнителям (в основном, советским НИИ) - когда за небольшой откат, а когда и так просто. Деньги в основном делят между собой директора и их приближённые, но вниз тоже кой-чего доходит. Но самое гнусное в том, что отчёты, которые пишутся и сдаются в казну за эти деньги, к науке не имеют вообще никакого отношения - обычные бюрократические отписки. Ну, и ещё совершенно бесполезные для кого бы то ни было железки, если все чистые НИР до тебя расхватали, и тебе только ОКР остались.
А все, кто хотел и/или мог заниматься наукой, давно в этих НИИ не работают.

Date: 2012-03-21 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] novoeleto.livejournal.com
Приятно было прочитать насчёт остроты... Я ведь с Мишей на одном курсе учился, и некоторое время даже в одной группе.

Date: 2012-03-22 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] novoeleto.livejournal.com
Да, только я потом перевёлся на другую кафедру. Хотел написать дипломную работу по истории христианской Церкви, а мне В. Кузищин предложил аграрные культы в древней Греции. Во второй половине 80-х экклесиальная тематика была возможна только на кафедре Истории СССР периода феодализма; речь шла о Церкви в древнерусском государстве. Это до поры до времени позволялось, пока кафедрой не стал заведовать Л. Милов, тот самый, что писал про великорусского пахаря... Он и вся его партия (Ковальченко и Ко) стремились изгнать с подведомственной им территории любой намёк даже на экклесиальные и вообще христианские мотивы. Впрочем, я как раз к тому времени защитил диплом и оставил истфак МГУ в индивидуальном прошлом.

Date: 2012-03-22 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] mike67.livejournal.com
Про науку сейчас попробую сформулировать.

Profile

philtrius: (Default)
philtrius

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jan. 28th, 2026 07:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios