А вы хитрый, А.И.! Вопрос сформулирован недвусмысленно - под вашу точку зрения на общее образование. Собственно "пользу " от предмета довольно трудно вспомнить, если предметом не занимаешься. Мне вот кажется, вопрос интереснее поставить по-другому - были ли ситуации, когда вы жалели о том, что не помните какой-то предмет из школьной программы! Исходная проблема ведь не в необходимости общего образования, за ней скрывается другая - что считать целью обучения. Если сугубо прагматически - применения знаний на практике, тогда да, общее образование не нужно, все-равно человек будет работать в одной, узкой области. Если другая - типа развития некоторых специфических для предмета способностей, приобретения специфической для предмета логики (о она, имхо, в каждом предмете есть) - лучше конечно это общее образование получить, поскольку это делает вклад в мировоззрение в целом. Проще говоря, это научит глупости не говорить, если чего-то не знаешь, а читать при необходимости соотв. литературу (если основы предмета заложены, вспомнить частные вещи не проблема). Сорри, что не в том треде.
Что Вы, я само простодушiе. Хитрите Вы — поскольку «жалѣть, что не знаешь чего-то», можно только забывая, что, если бы зналъ то, о чемъ жалѣешь, то не зналъ бы чего-то другаго.
"Вы думаете, я говорю по-французски? Нет, я не имел счастия воспользоваться таким воспитанием. Мой отец был мерзавец, скотина. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить — стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал".
В целом, всё, что я действительно изучала в школе, мне в итоге пригодилось. Временами жалею, что к изучению некоторых предметов проявляла бОльшую халатность, чем следовало...
Хотя нет, есть пара моментов, который действительно забыла. Как раз в тех предметах, где четвёрки в аттестате: по географии и черчению. Ну, географию я вообще не знаю (о чём жалею), но в самом конце изучения мне попалась очень крутая бабулька, которая и вывела меня на чистую воду. Помню, что никогда прежде не учила я устные предметы так, как пыталась впихнуть в себя учебник экономической географии за пару месяцев. Забыто всё это напрочь. Также забыты все стандарты, которые мы вычерчивали в уголке чертёжного листа на черчении. Польза во всём этом такая: 1. Усилием воли можно себя заставить выучить всё что угодно (под угрозой последующих неприятностей), но всё это выветривается быстрее, чем то, что училось с удовольствием, плюс был получен урок того, как даже очень интересный человек (учитель) может быть источником деспотизма; 2. в принципе, я знаю, что иногда формальные стандарты существуют, и иногда, хотя и с огромным трудом, по прописи, но могу себя заставить этот стандарт воспроизвести.
Польза бывает как прямой, так и косвенной.. и не всегда она понимаема самим человеком. Какую пользу дают точные науки и естественнонаучные дисциплины? Мы живем в мире, где без понимания основ физики , химии и биологии крайне сложно жить.. (с биологией я сам не особо ладил, не спорю.) Математика кроме чисто математических знаний приучает мыслить, доказывать и рассуждать. Разумеется, многое потом забывается. НО ежели оно один раз хорошо усвоено, то потом быстро восстанавливается - такая вот штука человеческий мозг.. Я забыл бОльшую часть физики, кот. нам читали на 1-2 курсах, и сходу по памяти вряд ли выведу стройное доказательство - но при необходимости быстро это восстановлю. А вот понимание основ осталось, как и неплохое общее мышление. (хм, вроде не особо сам себя захвалил..:) И никуда нам не деться от дисциплин гуманитарных.. Ха, у меня всегда были проблемы с заучиванием правил правописания, но писал более-менее грамотно (вот на компе постоянно делаю опечатки при печати..), не в последнюю очередь в силу начитанности. Потому что специалист любого профиля должен уметь аккуратно и грамотно изложить свои мысли - как говорил классик, если человек не может кратко и ясно их ихложить, то у него и в голове бардак. Другое дело, как эти предметы в школах преподают.. но это уже другая тема. Чему спсобствует как изучение точных наук, так и гуманитарных.
В общем, я не вижу ни одного совсем уж бесплезного предмета в школе - правда, когда учился, не было в программе кой-какой, хм, фигни, ныне туда введенной. У меня были претензии ко многим гуманитарным (и не только) предметам в [техническом] ВУЗе - но если проанализировать мои претензии, то они скорее сводятся к тому, как они преподавались и до какого маразма иногда это доходило, а не к самим предметам как таковым.
Какие-то навыки получения новой информации, подготовки к экзаменам. Однако в целом, ничего принципиально ценного - отличного от профилирующих предметов.
1) Способствовали упорядочению мозгов. 2) Позволили понять, чем именно я хочу заниматься (ведь выбирать сферу интересов можно только тогда, когда имеешь представление о том, из чего выбираешь). 3) Дали представление о многообразии мироздания, а следовательно, - о том, "как велик Творец" :).
Школа. Алгебра и геометрия - никакой пользы. Арифметика пригодилась, конечно - в маршрутке сдачу считать:) Вообще плохо понимаю, зачем школьников в старших классах общеобразовательной школы учат тригонометрии. Если школа или классы специализированная - тогда, конечно, дело другое. Из химии ничего не пригодилось, из физики - разве что самые общие познания. Я с детства была ярко выраженным гуманитарием и все негуманитарное мне казалось страшным и бесполезным занудством и вызывало зевоту:) А вот вузовское образование мне нравилось своей фундаментальностью. Пригодилось почти все - не в курсовой, так в дипломной, не в статье, так просто в научной полемике могло что-то вспомниться. Сразу предупреждаю, что спорить ни с кем не буду - времени и желания нет.
Технарь может стать гуманитарием, а вот гуманитарий технарём НИ-КОГ-ДА. Не обижайтесь, но в тех предметах, которые вы назвали бесполезными заключено то, что называется "интеллектом", основой ЛЮБОГО образования. Когда как гуманитарное образование, это по сути "воспитание чувств". Кстати, вчера поспорил с одним гуманитарие о выборах. О процентах, пропорциях и местах в Думе. Он спотыкался о задачки 5 класса.
Мне учиться всегда было легко, на уроки тратила не больше часа, никогда не списывала, даже те уроки, которые не очень нравились. И мне кажется, что хорошо, что все это было: и физика, и химия, и математика. Осталось ощущение, что я понимаю, как устроен мир. И в общем-то все забытое не кануло в Лету, при необходимости почти все это можно довольно легко восстановить. Вот, недавно записалась на кинологические курсы и не без удивления обнаружила, что я довольно много помню со школы из анатомии и общей биологии. Считаю, что слишком ранняя специализация это сознательное формирование ограниченности.
как ни странно: биология мне помогла на археологии и ИПО (истории первобытного общества) математика - на количественных методах химия - на археологии и опять-таки ИПО языки - везде география - при изучении истории люого государства информатика - по жизни физика - на философии
я не нашел ни одного школьного предмета, который бы мне не пригодился. равно как и ни одного университетского. пока. скорее я ощущаю нехватку знаний и невозможность их восполнения... и я согласен, что некотрые гуманитарные предметы мне были бы нужнее, чем естественнонаучные, но проходить последние все ж таки надо... именно для того, чтобы иметь представление, уметь оперировать терминами и знать, где что искать, когда понадобится. (кажется, эта мысль где-то у Вас в комментариях уже проскакивала)
Как ни смешно, именно из забытых предметов наибольшую пользу принесла латынь в качестве подсознательной базы для европейских языков. И, что уж совсем курьезно, как шаблоны для изложения собственных мыслей.
Также благополучно забыты были химия с биологией и географией, но они точно так же остались на подкорке как базовые знания о происходящем вокруг, которые, само собой, периодически всплывают и пригождаются.
Мои однокашники из классической гимназии спорят об этом долгие годы. О греческом, латыни и теории вероятности. Я думаю, что любой предмет (все нижеследующее имеет силу только при наличии вдумчивого преподавателя) расширяет не столько кругозор (ту же химию я забыла напрочь и в фонд знаний о мире записать никак не могу), сколько мыслительный инструментарий, которым оперирует человек. В каждой науке свои приемы; чем больше таких приемов, чем больше логических механизмов школьник или студент наблюдает в действии, тем лучше для его собственной головы. Отсюда и польза. Наша преподавательница греческого на первом же занятии рассказывала, что по статистике школьники, изучающие древнегреческий, в полтора, кажется, раза лучше успевают по математике. По-моему, очень показательно.
Нефилологические предметы уже забываются, и довольно быстро. Но навыки рационального мышления мне дали в значительной мере учителя математики, экономической географии и химии. При всей моей любви к дорогим учительницам языков и литератур, этому они научить не могли.
Очень страдаю теперь, что не учила географию в школе, потому что теперь регулярно попадаю впросак на языкознании. А вот знания физики, хоть и достаточно поверхностные, пригодились мне, когда занималась переводом технической документации. Биология мне просто нравилась и нравится. Все остальные технические предметы, особенно химия, до сих пор кажутся ересью, а, наверное, зря.
"Забытые" предметы создают мировоззрение в процессе их "прохождения". Мировоззрение определяет выбор в ситуациях, в том числе, и сугубо практических. Этот выбор тем разумнее, чем шире и глубже знания человека о мире. Я училась в школе (давно, к счастью), работала в школе (сравнительно недавно), работаю в университете (С.-Петербургском государственном), 35 лет работаю в науке (физике), всю жизнь тесно общаюсь с молодежью. Весь опыт моей уже весьма долгой жизни убеждает меня, что человек, обладающий мировоззрением лучше ориентируется в жизни, разумнее принимает решения, не говоря уже о богатстве самой жизни (что по-видимому, не принадлежит к практически ценным вещам). К сожалению, все чаще встречаюсь с ребятами, имеющими вместо мировоззрения "точку зрения" (почерпнутую из вчерашнего плавания в интернете). Что на самом деле может противопоставить полуграмотный гражданин любой ахинее, которую ему захотят внушить? С чем сравнивать? Чем проверять? При этом очевидно, что управлять людьми, имеющими только "точку зрения" несравненно легче. Это, видимо, и стоит за всеми нынешними реформами.
Школьное черчение. Для меня стало открытием существование чертежного шрифта. Очень понравился. С тех пор все, что предназначено для прочтения другими людьми, я писала слегка адаптированным чертежным шрифтом. Очень помогло в жизни.
no subject
Date: 2007-10-20 05:48 pm (UTC)Впрочем, это относится в предметам, которым нас просто не учили.
no subject
Date: 2007-10-20 05:49 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 05:48 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 05:50 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 06:20 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 06:26 pm (UTC)Исходная проблема ведь не в необходимости общего образования, за ней скрывается другая - что считать целью обучения. Если сугубо прагматически - применения знаний на практике, тогда да, общее образование не нужно, все-равно человек будет работать в одной, узкой области. Если другая - типа развития некоторых специфических для предмета способностей, приобретения специфической для предмета логики (о она, имхо, в каждом предмете есть) - лучше конечно это общее образование получить, поскольку это делает вклад в мировоззрение в целом. Проще говоря, это научит глупости не говорить, если чего-то не знаешь, а читать при необходимости соотв. литературу (если основы предмета заложены, вспомнить частные вещи не проблема).
Сорри, что не в том треде.
no subject
Date: 2007-10-20 06:35 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 06:28 pm (UTC)Жаль, мало учили.
"Вы думаете, я говорю по-французски? Нет, я не имел счастия воспользоваться таким воспитанием. Мой отец был мерзавец, скотина. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить — стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал".
no subject
Date: 2007-10-20 06:31 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 06:45 pm (UTC)Хотя нет, есть пара моментов, который действительно забыла. Как раз в тех предметах, где четвёрки в аттестате: по географии и черчению. Ну, географию я вообще не знаю (о чём жалею), но в самом конце изучения мне попалась очень крутая бабулька, которая и вывела меня на чистую воду. Помню, что никогда прежде не учила я устные предметы так, как пыталась впихнуть в себя учебник экономической географии за пару месяцев. Забыто всё это напрочь. Также забыты все стандарты, которые мы вычерчивали в уголке чертёжного листа на черчении. Польза во всём этом такая: 1. Усилием воли можно себя заставить выучить всё что угодно (под угрозой последующих неприятностей), но всё это выветривается быстрее, чем то, что училось с удовольствием, плюс был получен урок того, как даже очень интересный человек (учитель) может быть источником деспотизма; 2. в принципе, я знаю, что иногда формальные стандарты существуют, и иногда, хотя и с огромным трудом, по прописи, но могу себя заставить этот стандарт воспроизвести.
no subject
Date: 2007-10-20 06:51 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 06:51 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 07:18 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 06:51 pm (UTC)Какую пользу дают точные науки и естественнонаучные дисциплины? Мы живем в мире, где без понимания основ физики , химии и биологии крайне сложно жить.. (с биологией я сам не особо ладил, не спорю.) Математика кроме чисто математических знаний приучает мыслить, доказывать и рассуждать.
Разумеется, многое потом забывается. НО ежели оно один раз хорошо усвоено, то потом быстро восстанавливается - такая вот штука человеческий мозг.. Я забыл бОльшую часть физики, кот. нам читали на 1-2 курсах, и сходу по памяти вряд ли выведу стройное доказательство - но при необходимости быстро это восстановлю.
А вот понимание основ осталось, как и неплохое общее мышление. (хм, вроде не особо сам себя захвалил..:)
И никуда нам не деться от дисциплин гуманитарных.. Ха, у меня всегда были проблемы с заучиванием правил правописания, но писал более-менее грамотно (вот на компе постоянно делаю опечатки при печати..), не в последнюю очередь в силу начитанности.
Потому что специалист любого профиля должен уметь аккуратно и грамотно изложить свои мысли - как говорил классик, если человек не может кратко и ясно их ихложить, то у него и в голове бардак. Другое дело, как эти предметы в школах преподают.. но это уже другая тема. Чему спсобствует как изучение точных наук, так и гуманитарных.
В общем, я не вижу ни одного совсем уж бесплезного предмета в школе - правда, когда учился, не было в программе кой-какой, хм, фигни, ныне туда введенной.
У меня были претензии ко многим гуманитарным (и не только) предметам в [техническом] ВУЗе - но если проанализировать мои претензии, то они скорее сводятся к тому, как они преподавались и до какого маразма иногда это доходило, а не к самим предметам как таковым.
no subject
Date: 2007-10-20 07:01 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 07:10 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 07:11 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 07:13 pm (UTC)2) Позволили понять, чем именно я хочу заниматься (ведь выбирать сферу интересов можно только тогда, когда имеешь представление о том, из чего выбираешь).
3) Дали представление о многообразии мироздания, а следовательно, - о том, "как велик Творец" :).
no subject
Date: 2007-10-20 07:47 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-20 07:36 pm (UTC)И потом, не зря же говорят: образование - это то, что осталось, когда забыто всё, чему учили в вузе (школе).
no subject
Date: 2007-10-20 08:12 pm (UTC)Самый плохой предмет в школе - физ.культура
no subject
Date: 2007-10-20 08:27 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 08:30 pm (UTC)Алгебра и геометрия - никакой пользы. Арифметика пригодилась, конечно - в маршрутке сдачу считать:)
Вообще плохо понимаю, зачем школьников в старших классах общеобразовательной школы учат тригонометрии. Если школа или классы специализированная - тогда, конечно, дело другое.
Из химии ничего не пригодилось, из физики - разве что самые общие познания.
Я с детства была ярко выраженным гуманитарием и все негуманитарное мне казалось страшным и бесполезным занудством и вызывало зевоту:)
А вот вузовское образование мне нравилось своей фундаментальностью. Пригодилось почти все - не в курсовой, так в дипломной, не в статье, так просто в научной полемике могло что-то вспомниться.
Сразу предупреждаю, что спорить ни с кем не буду - времени и желания нет.
no subject
Date: 2007-10-20 08:36 pm (UTC)Не обижайтесь, но в тех предметах, которые вы назвали бесполезными заключено то, что называется "интеллектом", основой ЛЮБОГО образования.
Когда как гуманитарное образование, это по сути "воспитание чувств".
Кстати, вчера поспорил с одним гуманитарие о выборах. О процентах, пропорциях и местах в Думе.
Он спотыкался о задачки 5 класса.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-20 10:26 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-21 07:10 am (UTC)no subject
Date: 2007-10-21 07:12 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-10-21 08:20 am (UTC)биология мне помогла на археологии и ИПО (истории первобытного общества)
математика - на количественных методах
химия - на археологии и опять-таки ИПО
языки - везде
география - при изучении истории люого государства
информатика - по жизни
физика - на философии
я не нашел ни одного школьного предмета, который бы мне не пригодился. равно как и ни одного университетского. пока.
скорее я ощущаю нехватку знаний и невозможность их восполнения... и я согласен, что некотрые гуманитарные предметы мне были бы нужнее, чем естественнонаучные, но проходить последние все ж таки надо... именно для того, чтобы иметь представление, уметь оперировать терминами и знать, где что искать, когда понадобится. (кажется, эта мысль где-то у Вас в комментариях уже проскакивала)
no subject
Date: 2007-10-21 09:09 am (UTC)Также благополучно забыты были химия с биологией и географией, но они точно так же остались на подкорке как базовые знания о происходящем вокруг, которые, само собой, периодически всплывают и пригождаются.
Видимо еще речь о разной степени "забытости".
no subject
Date: 2007-10-21 07:00 pm (UTC)no subject
Date: 2007-10-22 10:01 am (UTC)no subject
Date: 2007-10-24 08:29 pm (UTC)А вот знания физики, хоть и достаточно поверхностные, пригодились мне, когда занималась переводом технической документации. Биология мне просто нравилась и нравится. Все остальные технические предметы, особенно химия, до сих пор кажутся ересью, а, наверное, зря.
"Забытые" предметы создают мировоззрение
Date: 2007-11-08 03:19 pm (UTC)no subject
Date: 2013-07-04 06:30 am (UTC)