Expand Cut Tags

No cut tags
philtrius: (море)
[personal profile] philtrius
Недавно (или не такъ давно) въ одномъ дружественномъ журналѣ былъ опросъ на тему «умѣете ли вы прощать».
Подумалъ, что не только не умѣю, но и не понимаю, что это такое. Сдѣлать въ своемъ сознанiи нѣчто небывшимъ? Боюсь, на это только Господь способенъ да летейскiя волны. Не испытывать зла?
Реакцiя на поступокъ, который тебѣ не нравится, имѣетъ два полюса — желанiе мести и твое мнѣнiе о совершившемъ. Первое я испытываю довольно рѣдко; иногда, впрочемъ, бываетъ. Но послѣ поступка я могу начать думать о человѣкѣ иначе, нежели раньше; онъ просто теряетъ для меня интересъ (какъ слѣдствiе — я при случаѣ не сдѣлаю для него того, что прежде бы сдѣлалъ, но сознательно вреда причинять не стану). А вотъ какъ управлять своимъ мнѣнiемъ о людяхъ, чтобъ полностью блокировать въ сознанiи ихъ поступки, — мнѣ неизвѣстно. Эта неспособность перемѣнить мнѣнiе и есть неспособность прощать?

Date: 2013-09-30 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
прощать - это, как минимум, не мстить (не желать заключения в тюрьму на годы), как максимум - возлюбить врага своего.

Забывать не требуется и не имеется в виду.

Date: 2013-09-30 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] nighteagleowl.livejournal.com
Полностью согласен. Простить -не равно- забыть.

Date: 2013-09-30 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] karlotta-off.livejournal.com
если это мнение и определяет все ваши реакции на "провиниышеГося", то да - неспособность его переменить и есть неспообсность прощать. однако, как мне кажется, прощение и непрощение более внутренние движения, в которых объект отступает и дискуссия развивается между собой и собой и не собою и им.

Date: 2013-09-30 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] orsa-maggiore.livejournal.com
Я думаю, что в пределе это как Христос - все люди братья, надо их любить, хотя их поступки - так себе.
Практически это означает не таить в сердце злобу и не возвращаться к этому вопросу.
Я тоже не умею и даже не считаю нужным.
После некоторых поступков я начинаю относиться к человеку как к животному - ни в том смысле, что его ценность для меня не очевидна, а то, что я не могу его принимать всерьез в качестве, например, собеседника. Или спутника. Или гостя в своем дому.
Я понимаю, что это гордыня, но сделать тут ничего не могу.

Date: 2013-09-30 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] lev-usyskin.livejournal.com
Прощение - унижает. Прощая кого-то, вы как бы признаете этим это лицо недееспособным, не несущим ответственности за свои поступки. Потому, прощать можно детей, больных - но никогда тех, кого в целом считаешь себе равным.

Date: 2013-09-30 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] nighteagleowl.livejournal.com
Это только если считать себя неспособным на ошибки (на недееспособное поведение).

Date: 2013-09-30 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] lev-usyskin.livejournal.com
разумеется.

беда нашего общества, я щитаю, в том, что очень многие считают себя способныи на недееспособное поведение

Date: 2013-09-30 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] nighteagleowl.livejournal.com
Полагаю, это зависит от того, считать ли наше общество изначально обществом 'взрослых' (которые иногда, да, ошибаются и понимают что могут ошибиться в будущем, даже если ранее такого не случалось); или обществом инфантильных 'детей' (которые, как вы верно заметили, уже изначально считают себя 'детьми' т.е. имеющими право на ошибку)...

Очень может быть, что массовое распространение психология ''А чо такого - то?! Да ладно, нармальна всё'' действительно свидетельствует об инфантильности большей части социума.

Date: 2013-09-30 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] lev-usyskin.livejournal.com
угу. именно так

Date: 2013-09-30 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mehmet.livejournal.com
Никто не застрахован от ошибок. Но если человек понял, что был неправ, почему его не простить? Конечно, память об этом останется, но это просто станет "древней историей", которая не вызывает особых эмоций, но из которой сделаны выводы, что в другой раз "мы пойдем другим путем". Но если человек все время гнет свою линию и наносит тебе вред, то здесь прощение явно излишне :) и считать такого человека "дееспособным" тоже нельзя.

Date: 2013-09-30 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] eu-he-nio.livejournal.com
Это Фильтриус на многое замахивается, а надо с малого начинать - пожалел сам себя и вот уж одна душа христианская не без прощения.

Всерьез рассуждать не возьмусь, не моего ума дело.

Date: 2013-09-30 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
Да, какъ уже сказали, прощать это не то же самое, что забыть. Я бы сказалъ такъ: прощать - значитъ избавиться отъ постояннаго чувства злости, досады, жажды мести. Принять человѣка такимъ, какъ онъ есть, и узнать получше, каковъ онъ, собственно. Если этотъ человѣкъ постоянно совершаетъ непрiемлемые поступки, то это надо просто имѣть въ виду на будущее. Если рѣдко совершаетъ, то это тоже надо имѣть въ виду при общенiи съ нимъ.

Date: 2013-09-30 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] deux-pieces.livejournal.com
прощать - это не всякому дано, тут мышцы души надо очень развитые иметь. а вот научиться отпускать - великая вещь. не научишься - себя разрушишь.
я тоже все про это думала после чтения дружественного журнала, но все никак не могу собраться написать.

Date: 2013-10-04 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] edgar-leitan.livejournal.com
Простите, а что конкретно обозначает литературный оборот "мышцы души"? Звучит он странным оксюмороном. Изострённое нравственное чувство? Развитую совесть?

Date: 2013-09-30 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] mininand.livejournal.com
Странно, что до сих пор никто не вспомнил : "мне отмщение и аз воздам". За себя простить очень даже просто, это необходимое условие нашего существования, иначе легко дойти до невроза, а при определенной расположенности - и до психоза. А вот за другого (других) простить трудно, остается только утешать себя тем, с чего этот комментарий начал.
Edited Date: 2013-09-30 10:43 am (UTC)

Date: 2013-09-30 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] llobba.livejournal.com
Думаю, прощение имеет смысл тогда, когда вы можете избавить провинившегося от неотвратимого наказания. Например, у вас украли что-то, вор пойман и передан вам на полное ваше усмотрение. Хотите - казните его, хотите - заставьте его работать на вас до скончания века. Наказание может быть справедливым, может нет. Решаете вы. В случае справедливого наказания провинившийся будет чувствовать сожаление о том, что попался и может быть страх, который в будущем не даст ему совершить подобный поступок. В случае несправедливого наказания ваш подсудимый будет чувствовать злобу и ненависть к вам. Ведь никто не любит несправедливости по отношению к себе, даже злодей. И только в случае вашего прощения виновного, он может испытать благодарность, после - раскаяние (основанное не на страхе, а на благодарности) и соответственно у него есть шанс внутренне измениться, стать лучше. Но это в случае, если у вас есть власть над виновным. Думаю, если тупой мордоворот разбил вам лицо, а вы его простили, то мордовороту стыдно не станет, наоборот от безнаказанности он ещё больше обнаглеет.

Date: 2013-09-30 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] falcao.livejournal.com
Мне кажется, смысл прощения состоит в том, чтобы событие перестало быть "актуальным". Оно не столько забывается, сколько "списывается" и перестаёт "бередить душу". И это само по себе полезно и желательно всегда.

Прощение я бы никак не связывал с "милосердием". Это совершенно разные вещи. Допустим, я убил кровососущее насекомое. При этом я его заведомо "простил", потому что оно не занимает более никакого места в моей "душе". Наказание преступников -- это чисто "гигиеническая" общественная мера. Это из серии "ничего личного" (с).

Идея возмездия, кстати, тоже весьма неплоха. Ведь в основе здесь смысловой корень "место", на которое "ставят" того, кто "зарвался". Это однозначно позитивное действие для всех. "Всяк сверчок знай свой шесток". Отрицательное отношение возможно только тогда, когда идея "мести" абсолютизируется и поглощает все силы человека. Но это касается любых форм "маниакального" поведения.

Кстати, "отворачивание" от людей -- вещь, на мой взгляд, плохая. Это простительно, так как человек слаб, но "похвального" в этом мало. Потому что от наших усилий здесь многое зависит, и такая реакция способна "наращивать" зло и "конфронтацию". Можно не любить человека, в чём-то с ним не соглашаться, можно даже враждовать (если есть, из-за чего), но "коммуникацию" желательно сохранять всегда. Это и в дипломатии так, и в отношениях между людьми тоже. Другое дело, что "амбиции" часто берут верх.

Date: 2013-10-01 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] stimmen.livejournal.com
да.
ну а если так, то сей откровенный пост можно переписать на бумажечку и принести на исповедь

Profile

philtrius: (Default)
philtrius

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jun. 19th, 2025 01:15 am
Powered by Dreamwidth Studios