Expand Cut Tags

No cut tags
philtrius: (Default)
[personal profile] philtrius
Въ продолженiе часто обсуждаемой темы — какъ я отношусь къ программнымъ произведенiямъ и какъ повлiяла школа на мое отношенiе къ нимъ (и къ творчеству данныхъ писателей въ цѣломъ).
«Евгенiя Онѣгина» не слишкомъ люблю и категорически не согласенъ вмѣстѣ съ Катенинымъ разсматривать его какъ Гектора среди прочихъ сыновей Прiама въ пушкинскомъ творчествѣ. Многiя мѣста цѣню, но большая часть представляется риѳмованной прозой. Конечно же, отказаться отъ включенiя въ программу нельзя — можно только дополнять. Прочелъ бы, естественно, и безъ школы. Не перечитывалъ послѣ (въ отличiе отъ другихъ произведенiй Пушкина).
Полоса любви къ Лермонтову у меня была короткой; сейчасъ я къ нему практически равнодушенъ и не перечитываю. Тѣмъ не менѣе въ юности читалъ запоемъ и, вѣроятно, «Героя…» прочелъ бы все равно. Но съ тѣхъ поръ не перечитывалъ (какъ и Лермонтова вообще).
«Горе отъ ума» — чудо искусства, если забыть о томъ, что это комедiя, подчиненная сцѣническимъ условностямъ своего времени. Но автору она приснилась и оказалась единственнымъ сномъ въ его творчествѣ. Прочелъ бы, конечно, безо всякой школы.
Гоголь входитъ въ программу шедеврами; хотя мнѣ ближе «Старосвѣтскiе помѣщики» (которыхъ я бы и проходилъ въ школѣ). Конечно же, для знакомства школа была не нужна.
Бѣлинскаго прочелъ и законспектировалъ три первыхъ тома подрядъ, будучи студентомъ. Хотѣлъ написать о немъ работу; потомъ понялъ, что все цѣнное, что могъ бы о немъ сказать, сказано Айхенвальдомъ, и бросилъ это дѣло. Впрочемъ, читателямъ сего дневника мое отношенiе къ Брынскому козлу прекрасно извѣстно :)
Тургенева читалъ (не безъ влiянiя школы) что-то и кромѣ «ОД» (только романы, да и то не всѣ), но понравилось лишь «Дворянское гнѣздо». Сейчасъ онъ относится къ числу авторовъ, совершенно мнѣ не нужныхъ. Не перечитывалъ и не планирую. Скорѣе всего, безъ школьной программы и не прочелъ бы.
Некрасовъ сильныхъ эмоцiй не вызываетъ — авторъ, чье существованiе равно несуществованiю. Конечно, поэму не прочелъ бы. Думаю, и лирику тоже. Съ Чернышевскимъ все ясно.
Достоевскаго на младшихъ курсахъ читалъ много (теперь впечатлѣнiе совершенно отсутствуетъ — ровно ничего не помню). «ПН», — кажется, съ литературной точки зрѣнiя самый удачный у него романъ, здѣсь программа не ошиблась. Сейчасъ уважаю какъ философа, но прихожу въ ужасъ отъ стиля. Прочесть полторы страницы практически невозможно. Возможно, что именно этотъ романъ безъ школы не прочелъ бы, ограничившись «Идiотомъ» и «Братьями…».
Толстой — независимо отъ своего художества — одна изъ тѣхъ личностей, которыя сейчасъ при одной мысли вызываютъ рвотный рефлексъ. «ВМ», скорѣе всего, не прочелъ бы. Толстаго какъ художника я далеко не такъ низко ставлю, какъ Достоевскаго, и признаю, что въ «ВМ» есть 20 генiальныхъ страницъ. Но генiальныя страницы есть и въ другихъ мѣстахъ, и тратить столько времени и труда на вещь, по фактурѣ практически вездѣ слабую, не сталъ бы.
Не такъ давно пробовалъ прочесть «АК». Въ началѣ втораго тома разсердился на растянутое предисловiе и бросилъ, не будучи въ состоянiи выдержать скуку. Судя по регрессу «АК» сравнительно съ «ВМ», раннiя вещи должны быть хороши. Но провѣрять не пробовалъ и пробовать не буду.
Къ Островскому остался равнодушенъ. Не читалъ, кажется, ничего сверхъ «Грозы», послѣ проглядывалъ кое-что изъ стихотворныхъ трагедiй и былъ пораженъ отсутствiемъ чего-либо, похожаго на конфликтъ.
Программу 10 класса просто не помню. Конечно, Маяковскаго (впрочемъ, кое-что изъ юмористическихъ вещицъ читалъ сверхъ программы — но мало ли что я былъ способенъ раскрыть въ минуту усталости) не сталъ бы брать въ руки. У Блока «12» не вызываетъ ничего, кромѣ отвращенiя, примѣрно какъ «Распадъ атома» у Георгiя Иванова (впрочемъ, обоихъ очень цѣню). А вотъ что тамъ было дальше?
Итакъ, можно резюмировать:
1. На мое отношенiе къ программнымъ писателямъ и ихъ произведенiямъ школа не повлiяла никакъ.
2. То, что было цѣннаго и питательнаго въ программѣ для меня, я прочелъ бы и безъ школы. Многое не прочелъ бы, но ничего бы отъ этого не потерялъ, поскольку прочелъ бы что-нибудь другое, не хуже.
3. Сама по себѣ программа оставляетъ впечатлѣнiе, что съ середины XIX в. въ Россiи было утрачено здравое понятiе объ искусствѣ слова.
UPD. Предлагаю желающимъ написать аналогичные тексты о собственныхъ впечатлѣнiяхъ. По-моему, должно получиться интересно.
На всякiй случай — сейчасъ мнѣ 41, школу окончилъ въ 1984 году.

Date: 2008-06-29 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kvakl_brodakl.livejournal.com
И всё-таки мне кажется, что основная беда школьной программы по литературе всегда была не в подборе текстов (да, подчас одиозно или конъюнктурно, конечно, новое время - новые песни новые авторы, это естественно), а в том, что в голове угла всегда стоял единственный - идеологический - подход к интерпретации текста. Не будь его, не исключаю, у Вас сегодня вполне могло бы быть совсем другое отношение к предмету обсуждения. (Возражение про то, что история не знает сослагательного наклонения, принимается мною сразу же и безоговорочно.)
Кроме того, мне кажется, важно не то, что из русской классической литературы прочитал бы без школьной программы человек, имеющий учёную степень кандидата филологических наук. У Вас во френдах ведь вряд ли много инженеров, геологов, строителей, водителей общественного транспорта, продавщиц и т.д. :-)))

Date: 2008-06-29 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com
Въ программѣ есть то, чего замѣнить нельзя (первая половина XIX в.), и вещи, во всѣхъ отношенiяхъ не слишкомъ важныя. Интеллигентный подростокъ прочетъ «Мастера и Маргариту» въ любомъ случаѣ. Въ 20 лѣтъ романъ мнѣ нравился, теперь позицiя противоположная; но это и неважно — въ программу его включать незачѣмъ. Такъ что, возможно, я нѣсколько иначе относился бы къ Тургеневу, ну и что? Я прочелъ бы его на романъ больше и на новеллу того же Цвейга меньше — кому отъ этого горячо или холодно?
Сейчасъ — воспримемъ это какъ фактъ — я воспитанъ на латинско-романской идеѣ словеснаго совершенства. Итальянцы, римляне и французы для меня интереснѣе, чѣмъ русскiе, англичане и нѣмцы, поэты интереснѣе прозаиковъ, въ своей традицiи — тѣ, кто способенъ съ римлянами-итальянцами-французами конкурировать, чѣмъ тѣ, кто на римлянъ не оглядывается.
Школа оказала на меня культурное влдiянiе — но не на урокахъ литературы (это было бы смѣшно), а на урокахъ французскаго языка — и тоже не ихъ содержанiемъ (въ старшихъ классахъ мы читали мемуары М. Прилежаевой о Ленинѣ), а ключомъ къ великой поэзiи, который мнѣ школа, объ этомъ нимало не думая, дала.
Такъ что если бъ идеологiю замѣнили на что-то другое, я не знаю, пошло бы это на пользу мнѣ или нѣтъ. Боюсь, было бы то же самое потерянное время.

Profile

philtrius: (Default)
philtrius

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jan. 19th, 2026 09:08 am
Powered by Dreamwidth Studios