philtrius: (море)
philtrius ([personal profile] philtrius) wrote2016-12-04 01:21 am

* Меланхолично *

Ну и еще одно, пока не легъ спать.
Недавно былъ на одномъ мѣропрiятiи, нашемъ внутреннемъ, съ разговоромъ о средней школѣ. Мой тезисъ былъ о неработоспособности совѣтской школьной модели въ новомъ соцiальномъ контекстѣ. Впрочемъ, это неважно, могъ быть и другой. Я былъ не въ ударѣ и говорилъ совсѣмъ неудачно; но, боюсь, что присутствующiе разошлись бы со своими прежними точками зрѣнiя и акцентами и будь я Цицерономъ.
Въ связи съ этимъ — старая мысль о культурѣ (пере)убѣдимости. У насъ она отсутствуетъ, и это не упрекъ: самъ такой, если проблема для меня важна и я ее продумывалъ, попробуй меня переубѣди, если не важна или не продумывалъ — у меня и нѣтъ мнѣнiя на сей счетъ (послѣднее — единственное и, возможно, призрачное преимущество надъ человѣкомъ изъ толпы).
У насъ нѣтъ опыта переубѣдимости. Онъ вообще хрупокъ: вспомнимъ кризисъ риторики въ Римской Имперiи. По-видимому, чтобы его формировать, надо ставить человѣка въ ту ситуацiю, когда у него по проблемѣ предвзятаго мнѣнiя быть не можетъ, но рѣшить ее важно, напр., назначить его присяжнымъ засѣдателемъ. Будетъ ли такое работать, а если не будетъ, то будетъ ли что-то другое?
И P. S. Отсутствiе культуры (пере)убѣдимости — одинъ изъ элементовъ моего пессимистическаго взгляда.

[identity profile] zaharov.livejournal.com 2016-12-05 07:10 am (UTC)(link)
Эта проблема очень подробно разобрана Лемом в одном из путешествий Ийона Тихого. Тихий попадает на планету религиозных роботов. Одни роботы надеются спасти души еретиков честной проповедью, другие просто перепрограммирут их. Вот, Лем там обсуждает есть ли разница.

Лично я думаю, что для спорящих разницы нет. Но от рационального спора остается еще и его содержание - структура доводов и контрдоводов, фиксирующая развитие мысли. Эта структура является культурным продуктом, остающимся в веках и переживающим спорщиков (как переписка Энгельса с Каутским или письма Ивана Грозного Курбскому) В случае НЛП ничего не остается. Спор достиг цели, но он культурно бесплоден.