philtrius: (Default)
philtrius ([personal profile] philtrius) wrote2010-06-29 08:51 pm
Entry tags:

(no subject)

Ребята, вы чего?!?
У насъ въ странѣ почти сто лѣтъ нѣтъ средняго образованiя, а то, которое называется высшимъ, лишь слегка компенсируетъ послѣдствiя недоданнаго средняго; у насъ на филфакѣ глотаютъ не пережевывая громадные куски разнаго рода литературъ, усердно нюхая цвѣты въ противогазѣ читая переводы, а не оригиналы, что еще терпимо для прозы, но совсѣмъ немыслимо для поэзiи; у насъ некому обучить студентовъ элементамъ филологическаго анализа текста, поскольку къ сему приставленные люди — изъ тѣхъ, по комъ страстно тоскуетъ и томится Кащенка; у насъ въ результатѣ всей этой свистопляски нѣтъ приличныхъ изданiй самонужнѣйшихъ классиковъ, а тѣ, что выходятъ, за рѣдкимъ исключенiемъ, скандальны, — а вы разсуждаете, вся филологамъ нужна логика или токмо математическая, вся юстицiя, или достаточно будетъ ювенальной. Ну-ну.

[identity profile] a-vl-klp.livejournal.com 2010-06-29 04:56 pm (UTC)(link)
верно

[identity profile] cortas.livejournal.com 2010-06-29 05:11 pm (UTC)(link)
То же самое - во всех областях знаний.
Мне кажется, распространение попсы так на мозги влияет.

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:24 pm (UTC)(link)
Неужели и въ математикѣ и въ естественныхъ наукахъ тоже такъ? Все же въ этой области какое-никакое среднее образованiе есть…

[identity profile] cortas.livejournal.com 2010-06-29 05:31 pm (UTC)(link)
Общий уровень образования упал за последние несколько лет чудовищно. Многие студенты не знают ничего, вообще ничего. Ни по одному предмету. Не знают таблицу умножения, не знают, куда Волга впадает. Я им задаю провокационные вопросы типа "За что Пушкин Лермонтова на дуэли убил?" Отвечают: "За девушку".

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:33 pm (UTC)(link)
Господи, откуда жъ такiе берутся?

[identity profile] cortas.livejournal.com 2010-06-29 05:42 pm (UTC)(link)
Эти ребята берутся из наших школ. Но дело в другом. В демографической пропасти, когда преподавателям грозит сокращение, эти ребята и диплом получат.
Был бы такой один. Но их довольно много.

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:43 pm (UTC)(link)
Да… Мнѣ, честно говоря, съ такими общаться пока не доводилось.
spamsink: (Default)

[personal profile] spamsink 2010-06-29 06:37 pm (UTC)(link)
"За что Пушкин Лермонтова на дуэли убил?" Отвечают: "За девушку".

Любой ответ на этот вопрос будет правильным. :)

[identity profile] stephanicus.livejournal.com 2010-06-29 05:15 pm (UTC)(link)
Да! да! да! Ты во всем прав, только не обижай прозу: не всякую прозу допустимо читать только в переводе.

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:25 pm (UTC)(link)
Да знаю… Сформулировалъ самымъ мягкимъ образомъ, какимъ могъ…

[identity profile] kentheare.livejournal.com 2010-06-29 05:28 pm (UTC)(link)
Этот перечень "предметов вообще" везде чистой воды катастрофа - знакомые технари-физики стонут, что психология с социологией и теорией экономики и т. п. сжирает у студентов минимум четверть учебного времени - считай, выброшено. И не победить это никакими силами.
(deleted comment)

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:30 pm (UTC)(link)
Ну вотъ намъ додавали. Гимназическiй уровень — греческiй и латынь — перенесли въ университетъ.
(deleted comment)
(deleted comment)

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:41 pm (UTC)(link)
Приличный курсъ теорлита въ МГУ — вещь немыслимая. То, что мыслимо, — неприлично въ самомъ прямомъ смыслѣ слова. Порнографiя.
(deleted comment)

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:46 pm (UTC)(link)
Если онъ хотя бы не порнографическiй — это уже великое благо. Прости Господи, *** — profestrix emerita.
(deleted comment)

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:49 pm (UTC)(link)
Нѣтъ, конечно. Они должны быть въ средней школѣ, поскольку относятся къ ея уровню и необходимы для подготовки филолога и историка.
(deleted comment)

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 06:02 pm (UTC)(link)
Тѣмъ, что его было нѣсколько типовъ, и оно могло быть именно среднимъ, а не надстроеннымъ начальнымъ.

[identity profile] aaazzz121.livejournal.com 2010-06-29 05:49 pm (UTC)(link)
Все верно - было бы; парадокс ситуации в том, что не только "у нас в стране". А применительно к филфаку и филологии в целом - подавно. Я бы хотел, чтобы мне назвали страну, где еще серьезно рассматривают "громадные куски" хоть как-либо серьезно, не говоря уж о пережевывании и прочем анализе. (Честно говоря, мне кажется, что эта страна - Россия). Так что... Хотя, конечно, когда читаешь об образовании, быте и нравах 1870-х, а еще лучше 1770-х (опять же, смотря кто читает) - возникает двойственное ощущение: с одной стороны - гордость, с другой - вторичность; последнее, видимо, больше относится ко взгляду сквозь западную оптику - ну, скажем, можно и нужно восхищаться деятельностью М.Н. Муравьева, но только не с точки зрения, скажем, культуры Речи Посполитой (тем паче западнее оной), откуда Муравьев много и плодотворно заимствовал. Учитывая, куда пришел Запад, начинаешь больше симпатизировать славянофилам (те, разумеется, были обсуждаемы и пере-обсуждаемы в свое время довольно), но еще неизвестно, буде славянофильство выигрышно в большой истории, какая бы ветвь возобладала.

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2010-06-29 05:52 pm (UTC)(link)
По моимъ впечатлѣнiямъ, западная филологическая машина еще работаетъ.

[identity profile] ka-o.livejournal.com 2010-06-29 06:50 pm (UTC)(link)
Работает. Например, на западе есть полноценные филфаки.

[identity profile] kentheare.livejournal.com 2010-06-29 07:10 pm (UTC)(link)
А чем принципиально полноценнее, чем наши?

[identity profile] ka-o.livejournal.com 2010-06-29 08:01 pm (UTC)(link)
Филологическое образование подразумевает знание языков и навыки самостоятельного устного и письменного осмысления сложных текстов (не путать с догматическим знанием о реализме Тургенева и революционности Толстого в понимании Ленина). На Западе так и впрямь бывает, в России и то, и другое приобретается помимо университета.
(deleted comment)

[identity profile] ka-o.livejournal.com 2010-06-29 09:05 pm (UTC)(link)
я знаю, каково это, да )

[identity profile] kentheare.livejournal.com 2010-06-29 09:10 pm (UTC)(link)
Не помню даже в свое время - то бишь сто лет назад - никакой догматической революционности по Ленину или без. По поводу самостоятельного осмысления и далее по тексту было все вполне прилично - вряд ли стопроцентно у всех преподавателей, но где оно стопроцентно? Другое дело, что модных теорий-течений-однодневок никто не отменял, и образование шатает в этом смысле сильнее, чем академическую науку . Пять лет назад я думала, что если еще раз услышу словосочетание "гендерные исследования", приляпанное ко всему, имеющему отношение к филологии - запущу в реципиента сахарницей; теперь, говорят, на филфаке наше все - нарратология. Куда ни кинь:( Но не уверена, что на Западе принципиально иначе: это ведь не в программе и структуре курсов дело, а в моде и конъюнктуре, от которых никто не свободен абсолютно.

С языками действительно беда - непонятно почему. У знакомых студентов русского отделения в том же СПбГУ чудовищно мало языковых часов. Но языки (во всяком случае, живые) сейчас, при современном доступе к любым образовательным и языковым материалам - это как раз не проблема, и учатся они при желании быстрее и качественнее самостоятельно. А иметь вузовского преподавателя под боком для консультаций - еще и бесплатная вишенка на торте. Так что про языки оно конечно недостаток - но абсолютно поправимый. Хотя не знаю, классикам, наверное, гораздо сложнее в этом смысле.

[identity profile] o-proskurin.livejournal.com 2010-06-29 08:55 pm (UTC)(link)
Строго говоря, на западе филфаков вообще нет:)

[identity profile] ka-o.livejournal.com 2010-06-29 09:03 pm (UTC)(link)
в Германии, например, есть )

[identity profile] novoeleto.livejournal.com 2010-06-29 11:19 pm (UTC)(link)
Увы, в области истории - такая же... свистопляска.

[identity profile] alexispokrovski.livejournal.com 2010-06-30 09:04 am (UTC)(link)
У насъ въ странѣ почти сто лѣтъ нѣтъ средняго образованiя, а то, которое называется высшимъ, лишь слегка компенсируетъ послѣдствiя недоданнаго средняго.

Превосходная формулировка.