philtrius: (Default)
philtrius ([personal profile] philtrius) wrote2006-11-16 10:57 pm

(no subject)

Въ pendant къ этой репликѣ лжеюзера [livejournal.com profile] o_proskurin.
Долго и мучительно размышляя надъ критерiемъ, по которому можно было бы сопоставить культурный уровень Россiи и Запада, я пришелъ къ такому горестному наблюденiю: у насъ не сформировалось читательское требованiе къ качеству книги. Въ первую очередь я имѣю въ виду классическiе тексты. Всѣмъ памятенъ, полагаю, позоръ пушкинскаго юбилея. А въ 2007 году — двухсотлѣтiе со дня смерти М. Н. Муравьева и М. М. Хераскова, а для перваго еще и двухсотпятидесятилѣтiе рожденiя. Между тѣмъ къ этому сроку малореально издать «Россiаду» (я вообще сталъ все болѣе и болѣе скептически относиться къ возможности сдѣлать это въ Россiи, да боюсь, что уже не слишкомъ хочу этого); точно такъ же врядъ ли получится подготовить каталогъ библiотеки Муравьевыхъ. О ПСС никто и не заикается.
А между тѣмъ я вывезъ изъ Францiи прекрасный двухтомникъ Ронсара («Плеяда»), а изъ Италiи — замѣчательно комментированнаго Арiосто. Само существованiе такихъ изданiй — свидѣтельство либо общественнаго спроса, либо наличiя грамотныхъ людей среди распредѣляющихъ деньги. А мы не можемъ договориться о томъ, чтобъ не покупать книжки Захарова.

[identity profile] ka-o.livejournal.com 2006-11-18 12:19 pm (UTC)(link)
Вы правы в главном, хотя представлять "эстетически ценное" могли и смирдинские издания, а у ПСС другая функция. Но действительно, он проделал огромную работу. Следующим, кто возьмется, нужно, впрочем, проделать работу не меньше.

[identity profile] philtrius.livejournal.com 2006-11-18 12:32 pm (UTC)(link)
Кстати, интересно: а какъ гротовскiй Державинъ повлiялъ на русскую эдицiонную практику? Поднялъ ли ея уровень? И если нѣтъ, то не потому ли, что издатели предпочли безнадежно махнуть рукой, а не тянуться за недосягаемымъ Гротомъ?

[identity profile] ka-o.livejournal.com 2006-11-18 12:55 pm (UTC)(link)
Cледующим проектом сопоставимого масштаба был, видимо, советский Пушкин, и его издатели первоначально поставили себе очень высокую планку, да товарищ Сталин не одобрил. Сухомлиновский Ломоносов с Гротом плохо сопоставим -- там собраны печатные тексты.