Expand Cut Tags

No cut tags
philtrius: (море)
Вотъ, на поляхъ подумалось…
Сейчасъ, при возросшихъ скоростяхъ всего, что происходитъ съ информацiей, основывать школу на современномъ и непосредственно полезномъ нелѣпѣе, чѣмъ когда-либо, — все равно устарѣваетъ и становится ненужнымъ и безполезнымъ. Это должно бы усилить позицiи элементовъ вѣчнаго и не поддающагося девальвацiи, т. е. классическаго образованiя. Однако…
philtrius: (море)
Батюшки, просыпаюсь, а вокруглежащая дѣйствительность отформатирована по Щедрину: созжены гимназiи, и упразднена наука.
Когда-то писалъ, что Щедринъ, обладая нулевой описательной силой, обладаетъ большой прогностической: его поклонникамъ-большевикамъ трудно было представить себѣ государственность, устроенную не по-щедрински, они оформляли въ его стилистикѣ свои идеи.
Вотъ, кстати, примѣръ энтузiазма: всѣ мужики стали помѣщиками и капитанъ-исправниками, и тогда можно назвать помѣщиковъ и капитанъ-исправниковъ мужиками.
philtrius: (panthera)
Анализъ соцiально-экономическаго и культурнаго ландшафта СССР очень хорошо демонстрируетъ послѣдствiя такого феномена, какъ массовое высшее образованiе безъ средняго. Пожалуй, созданiе полноцѣнной культурной среды хотя бы минимальной плотности — задача въ нашихъ нынѣшнихъ условiяхъ едва ли не неразрѣшимая.
philtrius: (Default)
Вотъ, забавное и для памяти. Авторъ — Павелъ Расинскiй — въ исторiи педагогики (да и въ самой педагогикѣ) никто и звать его никакъ, и — по своимъ правиламъ — въ полемику съ красными не вступаемъ за полнымъ неприличiемъ сего занятiя. Заслуживаетъ ли феноменъ изученiя? Да, потому и оставимъ на будущее — какъ довольно полную и изящную подборку подтасовокъ и заблужденiй краснаго образовательнаго дискурса. Самъ сабжъ, по всей видимости, не имѣетъ средняго образованiя, которое признали бы таковымъ педагоги РИ.
И еще, для проясненiя. Безусловно, я не являюсь спецiалистомъ въ слѣдующихъ вопросахъ: 1) совѣтскаго образованiя (впрочемъ, его объективной исторiи еще нѣтъ — какъ только я высказалъ предположенiе, что пресловутая совѣтская ликвидацiя неграмотности есть артефактъ изъ области столь типичныхъ для СССР приписокъ, мнѣ въ комментарiяхъ дали документальное подтвержденiе этимъ мыслямъ); 2) западнаго отношенiя къ совѣтскому образованiю и 3) финскаго образованiя. Во второмъ случаѣ я оперировалъ лишь тѣмъ фактомъ, что нѣсколько основополагающихъ типовъ западноевропейскихъ школъ не были преобразованы (несмотря ни на какiе ко(с)мическiе успѣхи) — въ единый совѣтскiй типъ. Но, полагаю, всѣ (или почти всѣ) мои реальные, потенцiальные и виртуальные оппоненты знакомы съ этими вопросами не больше моего. Не очень понимаю, какъ можно быть знакомымъ съ финской образовательной системой, не зная финскаго языка; я еще былъ бы въ состоянiи его выучить и совершить соотвѣтствующiй образовательный подвигъ при наличiи соцiальнаго заказа, но этотъ заказъ долженъ быть щедро оплаченъ. Иначе я предпочелъ бы заняться чѣмъ-нибудь другимъ:)
philtrius: (море)
Люди очень удивляются, когда я говорю, что въ РИ кто хотѣлъ учиться — имѣлъ такую возможность.
На самомъ дѣлѣ доказательствомъ желанiя учиться является только то, что ты учишься. Со скидкой на позволительныя человѣческiя немощи — то, что ты пользуешься учебными возможностями, которыя находятся въ предѣлахъ досягаемости. И если есть, скажемъ, 10 % грамотныхъ крестьянъ (это не 10 % самыхъ зажиточныхъ, и это показатель отнюдь не конца XIX вѣка), значитъ, обученiе грамотѣ находится въ предѣлахъ досягаемости и остальные не проявили достаточнаго желанiя (ученiе вообще — процессъ трудный и долгiй, не желать ввязываться въ него вполнѣ естественно). И предполагать, что были толпы крестьянскихъ дѣтей, не обучающихся грамотѣ, что достижимо, но вотъ желающихъ во что бы то ни стало окончить университетъ, мнѣ не кажется особо резоннымъ.
А вообще, какъ правильно замѣчалъ [profile] salery, подавляющее большинство желаетъ не образованiя, а документа объ образованiи.
philtrius: (Default)
Если это справедливо, то естественную скорость воспитательныхъ процессовъ рѣшили слегка повысить.
philtrius: (Default)
Если то, что складывается въ умѣ отъ недавнихъ протестовъ, справедливо, то грабли, на которыя наступаетъ государство и образовательное вѣдомство, дали свой эффектъ сильнѣе и скорѣе, чѣмъ я ожидалъ. И вообще довольно занятно — всячески, и матерiально, и морально, и интеллектуально, унижать педагогическiй корпусъ до ниже плинтуса — и ждать, что онъ будетъ эффективнымъ инструментомъ твоей образовательной политики.

* * *

Mar. 22nd, 2017 10:57 am
philtrius: (Default)
Да, и еще. Достиженiя софьи власьевны въ области ликвидацiи неграмотности — такая же приписочная туфта, какъ и все остальное. Думаю, это удалось сдѣлать реально къ 70-мъ гг.
philtrius: (milvus migrans)
Какъ мнѣ сообщили, дискуссiя на «Лентѣ» вокругъ моего интервью свелась къ обсужденiю послѣдовательности дѣйствiй: разстрѣлять меня сначала, а потомъ повѣсить, или наоборотъ. Read more... )
philtrius: (panthera)
Вотъ, кстати, на поляхъ. В. В. Розановъ преподавалъ въ Ельцѣ съ 1887 по 1891 г. Смотрѣлъ недавно отчеты по испытанiямъ зрѣлости за чуть болѣе раннiй и этотъ перiодъ — Елецкая гимназiя была явно изъ худшихъ въ Московскомъ округѣ. Можетъ быть, просто худшая. Такъ что впечатлѣнiя, которыя лежатъ въ основѣ его «Сумерекъ», представительны именно съ этой поправкой.
philtrius: (Default)
Да, возвращаясь къ предъидущему.
Я считаю осмысленнымъ знанiе, прiобрѣтшее инструментальное измѣренiе (напр., если я могу переписываться съ голландскимъ книготорговцемъ, прочесть и перевести сонетъ Перка — изученiе голландскаго языка уже осмысленно).
Потому, если ты сможешь сдѣлать что-то осмысленное со своимъ знанiемъ, то ты что-то уже и знаешь (мысль, прямо скажемъ, не новая).
Но «осмысленное» тутъ — ключевое слово.
philtrius: (хомяк)
«Замѣчено, что нѣкоторое, не совсѣмъ ясное и точное, знакомство съ химiею и механикою, прiобрѣтаемое въ реальныхъ училищахъ, вредитъ питомцамъ ихъ во время спецiальнаго образованiя, такъ какъ внушаетъ мнѣнiе, будто они уже хорошо знаютъ основанiя сихъ наукъ, преподаваемыхъ въ спецiальныхъ училищахъ, и побуждаетъ многихъ относиться къ изученiю химiи и механики безъ должнаго вниманiя, что сопровождается для нихъ весьма дурными послѣдствiями».
Изъ плана техническаго образованiя Вышнеградскаго.
Кстати, многiе ли понимаютъ, что, пройдя нѣкiй предметъ въ школѣ, они на самомъ дѣлѣ не знаютъ объ этомъ предметѣ ничего?
philtrius: (milvus migrans)
Объ этомъ нужно обстоятельно подумать и много написать…
Пока — два проектныхъ тезиса. Read more... )

* * *

Jan. 28th, 2017 12:02 am
philtrius: (pic#7614112)
Да, и еще напослѣдокъ о школьномъ воспитанiи. Ни одинъ наставникъ, у котораго есть возможность прямаго воспитательнаго воздѣйствiя. т. е. авторитетъ, не станетъ использовать его въ чужихъ интересахъ. Только въ своихъ собственныхъ.
philtrius: (pic#7614113)
Особенность воспитательнаго воздѣйствiя, не только школьнаго, но и любаго, заключается въ томъ, что оно результативно не само по себѣ, а въ рамкахъ всей совокупности таковыхъ (потому и практически невозможно планировать воспитательный эффектъ собственной дѣятельности — съ чѣмъ онъ тамъ столкнется, мы знаемъ рѣдко и неполно). Потому, когда въ пояснительной запискѣ къ программѣ основъ православной культуры утверждаютъ, что предметъ воспитаетъ отказъ отъ потребительства, забываютъ, что разсказы преподавателя будутъ воздѣйствовать на ученика въ одной информацiонной средѣ съ часами Патрiарха; и эффектъ этого совмѣщенiя (упрощая и огрубляя — тамъ еще тысяча обстоятельствъ) будетъ инымъ, нежели по отдѣльности отъ часовъ и отъ основъ или даже ихъ сумма, если бъ они не были связаны другъ съ другомъ. Но и воспримутъ этотъ эффектъ по-разному: кто-то отвратится отъ лицемѣрiя (и въ рамкахъ этого отвращенiя отождествитъ вѣру съ часами или не отождествитъ), кто-то восприметъ какъ информацiю о достойномъ и одобряемомъ обществомъ пути къ благополучiю.
philtrius: (Default)
Пунктиромъ о языкѣ.
Въ качествѣ фоноваго факта. Я не буду на это опираться, но помнить слѣдуетъ: для народной массы собственная нацiональная культура — совершенно непосильное бремя.
Read more... )

Profile

philtrius: (Default)
philtrius

September 2017

S M T W T F S
      1 2
34 56789
10 111213141516
1718 1920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Syndicate

RSS Atom

Style Credit

Page generated Sep. 20th, 2017 11:13 am
Powered by Dreamwidth Studios